История Санкт -Петербурга

 

С чего начиналось развитие общественного транспорта Санкт-Петербурга?

Первый вид общественного транспорта в Петербурге - повозка с извозчиками. Все экипажи, которые двигались по городу, были желтого цвета, извозчики работали в шапках с желтой ленточкой, у каждого была бляха с номером. Этот вид транспорта был популярен среди приказчиков, студентов и мелких чиновников. Самыми престижными считались «лихачи», которые имели комфортабельные экипажи, к тому же у извозчика был представительный вид. Их стоянки в основном находились у ресторанов и театров, то есть возле таких мест, куда часто заходили богатые клиенты.

Памятник стабильности

Памятник этот изначально назывался "Александр 3 державный основатель великого сибирского пути". И потому собственно и поставлен он был на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Николаевским (сейчас Московским) вокзалом, откуда брала своё начало Транс-Сибирская магистраль. Вот только самому заказчику - Николаю 2 -  скульптура настолько не нравилась, что он готов был отправить её в Иркутск, в сибирскую ссылку, подальше с оскорбленных глаз долой. Судьбу памятника решила вдовствующая императрица, которой он понравился именно своею не парадностью и портретным сходством.

Долгая дорога к храму

Несмотря на то, что татарская община Петербурга достигла к концу 19 века примерно 8000 человек, она не имела ни одного своего культового здания. Для соблюдения всех необходимых обрядов им приходилось арендовать различные помещения. Мусульманская община обращалась с просьбами к тогдашнему министру внутренних дел П. Г. Столыпину, но дело  буксовало и не трогалось с места.

Лишь после встречи Николая 2 с эмиром Бухарским, который в числе прочих поднял и этот вопрос, было подписано высочайшее разрешение на приобретение земли и создан Особый комитет по строительству Санкт-Петербургской соборной мечети. Состоял он из 20 видных мусульман России того времени.

Человек – культура

В Ленинграде, всегда исторически ориентированном со времен Петра на взаимодействие с Европой, особенно остро ощущалась культурная изоляция страны во времена железного занавеса. Это усугублялось курсом на всеобщую взаимную подозрительность и поиск разного рода внутренних врагов. Представителей национальных диаспор всё чаще обвиняли в шпионаже, их культурные, театральные объединения, национальные школы, просветительские учреждения и газеты закрывались, что приводило к ещё большему общему обеднению культурного ландшафта города.

Чисто Российская история

Мы привыкли называть Санкт-Петербург детищем Петра 1, и конечно это так и есть, но привычный облик исторического центра города - его сердце - были сформированые позднее и стараниями совсем других людей, о которых сегодня мало кто помнит, кроме специалистов. По первоначальному замыслу Петра Великого, сначала должен был застраиваться Васильевский остров, именно там ему виделся центр воздвигаемой им северной столицы, там должны были находиться главные здания. Но сначала жизнь с её наводнениями, трудностью доставки строительных материалов, просто нежеланием людей селиться на острове, а потом и смерть самого Петра нарушили эти планы.

Восстание в Кронштадте. Красный террор

Очередное страшное испытание для жителей Санкт-Петербурга было вспыхнувшая в городе эпидемия гриппа, холеры, возвратного тифа, сыпного тифа, дизентерии. Эпидемии возникли тогда, когда армия Юденича шла на город, эпидемия приняла ужасные размеры. (В тысяча девятьсот двадцатом году в больницах Петербурга были зарегистрированы свыше двадцати трех тысяч человек, которые заболели тифом). Такие бедствия, которые обрушились на город (мор вкупе с лишениями, террором и голодом) сопровождались большим ростом смертей: в 1919 году за четыре зимних дня было похоронено на кладбищах 1178 человек, это не считая тех, кто еще не похоронен. Жители гибли из-за призыва в Красную армию. С лета 1918 года по весну 1919 года свыше ста семидесяти тысяч человек были мобилизованы.

1930-е годы в культурной жизни Ленинграда

1930-е годы прошлись кованым сапогом по культуре Ленинграда. Многим представителям творческой интеллигенции тогда казалось, что поистине пришло время опускать занавес. Под общим нажимом, как со стороны властей, так и со стороны гневных народных масс, "плечо к плечу, прижавших туго", судьба тех, кто вовремя публично не покаялся и не перестроился на пролетарские культурные рельсы, зачастую была трагична. В это время были расстреляны такие писатели и поэты как Н. Олейников, Д. Хармс, А. Введенский, П. Васнецов, С. Колбасьев, Б. Корнилов.

Большая Чистка

Убийство Кирова в 1934 году послужило спусковым крючком для репрессий, практически захлестнувших город. Случались ночи, когда в подвалах Дома на Литейном (Ленинградского УНКВД) расстреливали по 200 человек. Так, например, 09.01.1935 был вынесен коллективный приговор сразу 77 участникам "зиновьевской группы", часть из которых получили различные сроки, а другие приговорены к смертной казни. Состоялись показательные процессы по так называемому "московскому центру". Прошел суд над верхушкой ленинградского комсомола, из которых усилиями НКВД слепили "ленинградский центр", якобы непосредственно отдавший приказ убийце Кирова Л. Николаеву.

Борьба с формализмом в искусстве

Компания за чистоту рядов в культуре, проводимая под общим лозунгом "борьбы с формализмом", в 1930-е продолжалась с удвоенной энергией. Газеты того времени пестрели заголовками типа: "Сумбур вместо музыки", "Какофония в архитектуре",  "Левацкое уродство в опере", "...мелкобуржуазное новаторство, ведущее к отрыву от подлинного искусства...". Всюду разные голоса клеймили, предлагали "жечь каленым железом" произведения, не укладывающиеся в стандарты социалистического реализма. В массовом порядке устраивались обсуждения "псевдоноваторских" произведений искусства, где их перепуганные авторы каялись в формализме, подвергали себя самокритике и обещали исправиться.

Мясорубка репрессий

Невзирая на то, что поиски врагов народа захватывали всё более широкие слои населения, слова "лагерь", "арест", "тюрьма" не произносились, а вместо этого говорили например "взяли", "пришли" и т.п.

В Ленинграде в результате репрессий практически полностью сменилась правящая элита. Так, к примеру, из тех 154-х депутатов ленинградцев, что присутствовали на 27 съезде партии, на следующий съезд попали только двое. За период с 1933 по 1938 годы число коммунистов Ленинграда сократилось на 100 000 человек, т.е. на 44%, при этом прием в ряды ВКП(б) все эти годы продолжался.

Страницы

Subscribe to RSS - История Санкт -Петербурга