Компания за чистоту рядов в культуре, проводимая под общим лозунгом "борьбы с формализмом", в 1930-е продолжалась с удвоенной энергией. Газеты того времени пестрели заголовками типа: "Сумбур вместо музыки", "Какофония в архитектуре", "Левацкое уродство в опере", "...мелкобуржуазное новаторство, ведущее к отрыву от подлинного искусства...". Всюду разные голоса клеймили, предлагали "жечь каленым железом" произведения, не укладывающиеся в стандарты социалистического реализма. В массовом порядке устраивались обсуждения "псевдоноваторских" произведений искусства, где их перепуганные авторы каялись в формализме, подвергали себя самокритике и обещали исправиться.
Неугодные книги изымались из библиотек, помещались в архивы или уничтожались, художественные выставки закрывались, спектакли запрещали к постановке. В 1936 году чистка и перековка в культуре достигла своей кульминации. Лидеры авангарда один за другим отказывались от творческих принципов и начинали восхвалять социалистическую реальность. Так, например, К. Малевич оставил супрематизм и пытался работать в жанре реалистического портрета.
В области киноискусства бывшие основатели "Фабрики эксцентрического актера" успешно занялись выпуском на киностудии "Ленфильм" трилогии "Выборгская сторона", "Юность Максима" и "Возвращение Максима" - фильмы которые имели горячую поддержку, как у широкой публики, так и у власти. Образ вымышленного героя революции простого парня Максима, видимо, удачно вписался в планы Сталина уничтожить память о реальных персонажах, имена которых вскоре были стерты из всех учебников, из памяти и из жизни.