Кончина Николая Первого случилась в 1855 году. Александр Второй сменил своего отца на царском престоле, пожелав построить памятник Николаю Первому. Проект возведения памятника был поручен архитектору О. Монферрану, который принимал непосредственное участие в качестве руководителя по возведению Александровской колонны на Дворцовой площади, носящей великое имя императора Александра Первого. Монферран также выступал в роли руководителя при возведении Исаакиевского собора и был ответственным за план устройства центральных площадей величественного города. Перед началом работ, архитектор выслушал 2 пожелания: монумент должен знаменовать о достойных делах покойного императора, памятник необходимо сделать конным, так как недалеко от места от его установки располагался известный памятник Петру Первому.
В связи со смертью Монферрана в 1858 году, когда памятник ещё не был установлен, а существовал лишь рисованный проект, утверждённый Академией художеств, работы над монументом поручили скульпторам Н. Рамазанову и Р Залеману. Конной частью памятника занимался Пётр Клодт. Следуя замыслам Монферана, скульпторы должны были усадить всадника на высоком постаменте с барельефами, выступающих в качестве напоминания о великих событиях в период царствования Николая Первого. Наиболее значимые из них следующие:
1825 го – властитель покидает Зимний дворец, занявшись подавлением восстания, поднятого декабристами, передавая войскам своего сына-наследника;
1831 год – на Сенной площади к народу обращается сам император, как раз тогда, когда процветал «холерный бунт»;
1832 год – М. Сперанский награждается орденом за издание полной версии собрания законопроектов Российской Империи, вручение проводил лично император;
1851 год – случается торжественная поездка по недавно открытой Московской железной дороге, в наше время это Веребьинский мост.
Барельефами постамента, орнаментами, и аллегорическими декоративными статуями занимались скульпторы Н. Рамазанов и Р. Залеман. Задачей же Клодта, прославившегося в своё время памятником Крылову в Летнем саду и «Укротителями коней» на Аничковом мосту, являлась суметь изобразить Николая Второго именно на неподвижно стоящем коне. Судя по эскизу, сохранившемуся до наших времён, можно уверенно заявить о том, что фигура всадника, вместе с его позой, оказалась очень правдоподобной и естественной. Можно даже заменить психологическое сходство памятника с оригиналом. Однако Клод был вынужден отказаться от всего этого, так как его замысел шёл вразрез с задумкой Монферрана.
Поэтому на свет появляется новый вариант скульптуры, несущей в себе изящное и в тоже время стремительное движение коня, вставшего на дыбы, вместе с немного суровой фигурой всадника.
По прошествии времени, критиками отмечались заметные недостатки монумента: композиция перенасыщена мелкими деталями, испытывается явный недостаток подлинной монументальности. Как бы то ни было, скульптура Клодта, основанная на проекте Монферрана в полной мере может считаться высоким образцом профессионального мастерства.
Торжественное открытие памятника произошло в 1859 году. И по сей день величественный монумент будоражит взгляды людей.