Тяжелое наследие социализма

 

Эксперименты, связанные с приватизацией начали происходить в Санкт-Петербурге, в первую очередь. Около 75% предприятий в городе осуществляли работу на военно-промышленный комплекс. В результате, при Ельцине, моделью для страны стали происходящие в городе усиленные меры по конверсии. Очень резко, в то время, возросли экономическая важность и влияние города, особенно, как очень крупного портового центра. Это было особенно актуально из-за отсоединения прибалтийских республик с их портами. То есть «окно в Европу» осталось одно единственное.

Опросы общественного мнения, активно проводимые в первой половине 90-х годов, показывали малоутешительные данные. Пятая часть жителей города стремились уехать на Запад, желательно навсегда. В середине 90-х был баланс сил, где одна часть требовала движения к рынку, а другая – хотела вернуться назад, в социализм. 
Кроме социальных и экономических трудностей, возникла еще одна проблема – архитектурные памятники города. Все 15 000 дворцов и особняков были неухоженными и практически разваливались, а на реставрацию у властей никогда не хватало средств. Но и было сомнение, что при поступлении денег с Запада, в качестве вложений в экономику города, поспособствуют сохранности исторического облика Санкт-Петербурга.

Духовная сторона жизни граждан так же была не в лучшем состоянии. Было очень модно превозносить гениев, затравленных в прошлом, а так же пышно отмечать их юбилеи, пусть даже посмертные. Эпитеты «Великий» и «Гениальный» раздавались всем подряд, это было модно. 
Антисемитизм в те времена расцвел пышным цветом. Националистические движения, непонятно откуда появившиеся, не боялись заявлять о себе во всеуслышание. На Дворцовой площади, осенью в 1991 году, была проведена демонстрация в поддержку Правого Национального Движения.

Главным лозунгом этого движения был переделанный панегирик Ленину. Теперь его кричали Ельцину. Опять начались разговоры о смысле переименования города. Теперь уже стали ходить слухи о том, что город назван в честь апостола Петра, который был евреем.
Даже культура тогда была заражена ксенофобией. Теперь нападали не только на евреев, но и на других «не русских». Факт того, что большинство прославивших искусство Петербурга людей, были евреями, грузинами и т. д.