В конце 19 – начала 20 веков такой материал, как сталь, принес достаточно весомый вклад в развитие архитектуры. Возможности использования этого, одного из самых прочных, материалов, позволило воплощать грандиозные сооружения в реальность. Появились различные многоэтажные здания, огромные производственные помещения, получило свое развитие такое направление, как мостостроение.
Первым мостом, где были использованные стальные конструкции, становится Троицкий мост, сооруженный на месте наплавного Троицкого моста, который соединял Адмиралтейскую сторону города с Петроградской.
Петербургская городская Дума еще в 1891 году приняла решение о начале строительстве моста, после объявляют международный конкурс на лучший проект. За первые полгода поступило множество заявок, большинство из них от иностранных компаний. В тот момент лучшим признают проект Густава Эйфеля, французского инженера, проектировщика парижской Эйфелевой башни. Но мост так и не был по этому проекту построен. Было много различных обсуждений по поводу того, чтобы мост строился русскими строителями и из русских строительных материалов. И вот, прошло пять лет, и объявляется новый конкурс на строительство моста. Победил проект французской компании «Батиньоль», при этом в условиях было оговорено, что мост будет сооружаться из российских материалов и с помощью русских рабочих. Окончательный вариант проекта был скорректирован петербургскими инженерами и архитекторами. Также в процессе проектирования участвовали представители Академии художеств. И вот, летом 1897 года Николаем II проект был, наконец, утвержден.
На столь торжественное событие, как официальная закладка нового моста, прибыл и президент Франции Феликс Форс. В Париже за год до этого события был заложен мост, и он в 1900 году был торжественно открыт Николаем II.
Мост строился в течение шести лет, и свое торжественное открытие получил на 200-летие Петербурга, став самым настоящим украшением города. Силуэт моста представлен пятью пролетами, увеличивающихся по ширине к центру, что делает его особенно выразительным. Два рукава одного из пролетов специально поворачивались при проходе судов. По всей длине моста располагаются прекрасные фонари, решетка на мосту выполнена в стиле модерн, а со стороны Марсова поля, расположены два обелиска с рострами, украшающими въезд на мост.
Позже, с 1934 года, мост назывался Кировским, в честь видного деятеля С.М. Кирова. Однако его историческое название было все-таки возвращено в конце 20 века.
В 60-е годы 20 века мост подвергся реконструкции. Потребовалось увеличение разводных пролетов в связи с возросшим потоком судов, проходящих по Неве. Поворотный пролет был заменен проектировщиками на однократный, раскрывающийся.
На сегодняшний день Троицкий мост, общей длиной 578 метров и шириной 23,5 метров - одним из самых значимых мостов, проходящих через Неву.