В тысяча восемьсот шестнадцатом году объявили конкурс на самый лучший проект нового здания театра, который будет располагаться недалеко от Невского проспекта, на Театральной площади. Самой лучшей работой была работа архитектора Карла Росси, он к этому времени был знаменитым мастером архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Эта новая работа была подтверждением этого таланта.
В восемнадцатом веке участок, где должен был работать архитектор, был территорией, что находилась у усадьбы Аничкова дворца. Еще в начале девятнадцатого века на углу Садовой улицы - Невского проспекта было построено здание Публичной библиотеки по проекту Е. Соколова, а участок, который находился между дворцом и библиотекой был передан Театральной дирекции. Архитектором В.Бренна здесь был построен небольшой театр, который назвали Малым. В скором времени выяснилось, что театр маленький и туда не вмещаются все желающие, да и столичная магистраль диктовала, что на этом месте должно стоять красивое и большое здание.
Карл Росси фактически до своей смерти работал постоянно над улучшением проекта. На сегодняшний день исследователи знают о 20 генеральных планах, в которых архитектор искал решения. Многолетний труд гения можно назвать совершенством.
В глубине площади располагается здание театра. Фасад его простой, но одновременно нарядный и торжественный. Рядом с белоконным портиком в небольших нишах, находятся скульптуры муз танца и трагедии - Терпсихоры и Мельпомены. Прямо над центральным фасадом устремлена квадрига Аполлона, прямо навстречу зрителю, в руках у которого лавровый венок и лира. Эту скульптурную композицию выполнил скульптор Пименов, который всегда сотрудничал с архитектором. Росси смог сделать здание театра самым высочайшим среди сооружений, которые окружали площадь.
Это здание театра даже было выше Аничкова дворца. Расположен театр в самом центре площади и перед ним разбит зеленый скверик, где можно полюбоваться панорамой площади с Невского проспекта. Но в тысяча восемьсот семьдесят третьем году поставили памятник Екатерине II в самом центре сквера. Этот памятник делали скульпторы Опекушин и Чижов. На сегодняшний день не представляется Невский проспект без этого памятника, но все-таки панораму площади разрушил он. Внутреннее устройство театра также проектировал Карл Росси. Он позаботился, чтобы здание театра стало совершенным.