Сооружение первого постоянного моста через Неву

 

Петр первый за все время своего правления, не построил ни одного моста через Неву. Считалось, что это не будет удобно и совсем не практично. Ведь по Неве, в теплое время года, переправляли важные грузы, а мост стал бы препятствием для кораблей. Поэтому летом через реку пускали переправы, а зимой можно было пройти реку пешком.

Но год от года все более остро требовалась более надежная связь между двумя берегами, особенно в месте соединения Адмиралтейской части с Васильевским островом. Но строительство моста было затруднено многими факторами: не было нужных технологий для строительства моста, который бы не помешал прохождению крупных кораблей, быстрое течение реки и ее глубина, также затрудняло строительство. Первым решением проблемы стал наплавной мост.
Надо отметить, что Наплавные мосты были не новшеством для России. Опорой для таких мостов являлись баржи, лодки и другие мелкие суда. Для того чтобы эти опоры были устойчивы, их закрепляли якорями. При приближении крупного судна, наплавной мост разбирался или частично раздвигался, чтобы это было возможным, здесь постоянно работала бригада из 30 рабочих.

В 1727 году Адмиралтейскую часть города и Васильевский мост соединил первый наплавной мост. Но уже к зиме он был разобран и несколько лет никто не вспоминал о идеи построить его вновь. Однако в 1733 году мастер Соловьев Г. все-таки создал новейший наплавной мост на этом же месте, но он был более прочным и закреплялся более прочными плашкоутами. Данный мост прослужил несколько десятков лет. Мост наводили только в теплое время года, а осенью его приходилось разбирать. Но с 1779 года и это правило изменилось – научились делать плашкоуты и во льду, таким образом, овладев стойкой переправой и зимний период.
Так как содержание наплавного моста требовало много усилий и средств, переправу по нему сделали платной. Так, пеший путник платил одну копейку, всадник на лошади – две, если была карета, брали пять копеек. И только 1754 году Елизавета сделала переправу через мост бесплатной.

Мостом очень дорожили и постоянно проверяли его надежность, если надо, немедленно ремонтировали. А в начале 19 века мост реконструировали, после чего он стал надежней и красивее чем раньше. Его ширина составила 18 метров, по бокам были сделаны тротуары, а по ночам мост освещали великолепные фонари.

Первый наплавной мост назвали Исаакиевским мостом. Он верно и надежно служил людям многие десятки лет. Но в 1916 году случилось непоправимое – мост сгорел и даже пожарные не смогли ничего сделать. После пожара, строить новый мост не стали, так была окончена история первого моста в Петербурге, но память о нем осталась до сегодняшнего дня в исторических книгах.