Музей музыки, расположенный в бывшей резиденции Шереметьевых на набережной Фонтанки, является филиалом государственного музея театрального и музыкального искусства.
В свое время усадьба служила помещением для Музея дворянского быта, где в качестве экспонатов была представлена богатейшая частная коллекция дворянской семьи. Несколько позже его использовали в своих нуждах научно-исследовательское учреждение. И лишь в 1990 году во дворце разместилась государственное собрание музыкальных инструментов, и он снова стал музеем.
Сегодня общее число инструментов больше трех тысяч, а начиналось все со скрипки Страдивари и восьми флейт, которые Александр III подарил барону Штакельбергу, начальнику Придворного оркестра. Барон же задумал создать музей музыки и принялся воплощать свою идею в жизнь. Вскоре к первым экспонатам прибавилась коллекция бельгийца Снука, чуть позже собрание Привалова, восточные инструменты, ранее принадлежавшие Рабиндранату Тагору и т.д.
Интереснейшим экземпляром является роговой оркестр, насчитывающий 91 металлический рог, каждый, из которых мог исполнить только одну ноту. Таким образом, главным для музыканта было не сбиться со счета во время исполнения, при этом игрались и довольно сложные произведения Гайдна и Моцарта.
Здесь можно найти точные копии античных инструментов, в частности, букцину. С этими трубами римляне шли на войну, чтобы наводить страх на врага ее сумрачными звуками.
Не только старинный, но и редкий экспонат – спинет, сделанный в Неаполе. В выступы его клавиш вставлены вороньи перья, задевающие струны при нажатии, благодаря чему он звучит как гитара. Необычный вид у карнавального средневекового тромбона – его раструб выполнен в виде драконьей головы. Вычурными формами могут похвастаться и флейты, их здесь около 400 штук. Одна из них – стеклянная с серебряными клапанами, украшена драгоценными камнями. Другая – сделана в виде трости, с которой можно отправиться на прогулку и при желании помузицировать.
Есть здесь и скрипка-трость, а еще скрипка-веер и немая скрипка, на которой музыканту очень удобно упражняться во время гастролей. Целая витрина отведена пошеттам, интересные скорее своим видом (их украшает причудливая резьба и перламутр), чем звуком, поскольку они настроены на октаву выше обычного. И если скрипка Антонио Страдивари в свое время была извлечена из коллекции, то инструменты его сына, Франческо, и не менее гениального мастера Николо Амати, по-прежнему находятся в собственности музея.
Но главная особенность в том, что экспонаты коллекции – живые. Раз в неделю проходят концерты в исполнении специально созданного ансамбля «Новая Голландия».