Благодаря поощрению, которое оказывает администрация Петербурга всему, что касается слова «европейский», к началу 2000 года весь исторический центр становится похож на аляповатую копию всех европейских городов вместе взятых. Сами жители называют подобные нововведения «малоевропейскими», «недоевропескими» или «плохими европейскими». Самым модным словом становится «благоустройство». Как правило, под благоустройством чиновники понимают установку скульптур современного искусства или других арт-объектов сомнительного вида и качества.
Одной из примет современного Петербурга становятся пешеходные зоны. Первой улицей, на которой появилась подобная зона, стала Малая Конюшенная, которая впоследствии превратилась полностью в зону свободную от автомобильного движения. В один из своих визитов в Северную Пальмиру, бывший мэр Москвы Ю. Лужков высказал свое «авторитетное» мнение, что плитка, которой выложена пешеходная зона на Малой Конюшенной, соответствует всем европейским стандартам.
Как всегда смена режима власти охарактеризовалась в России и в Петербурге в частности полным отрицанием исторического достояния города и насаждением всего того, что во всем прогрессивном мире принято называть дурным вкусом. Градоначальники решив, что количество когда-нибудь должно перерасти в качество, начали планомерную застройку города различными псевдокультурными предметами искусства. Так в городе появляются различные бронзовые городовые, фотографы, а также Остап, который печально смотрит на все это безобразие. Наряду с небольшими произведениями «искусства» появляются также памятники-колоссы. Например, скульптура Каминкера «Гребец». Это огромное изваяние, которое сложено из грубо обработанных гранитных плит находится на берегу у Шуваловского озера. Подобные творения как вирусы распространяются по всем значимым российским городам. Еще бы, ведь Питер до сих пор считается культурной столицей России.
Фактически за всю современную историю масштабная реконструкция памятников культуры проводилась в Петербурге только один раз. Это произошло благодаря празднованию 300-летия Петербурга, а точнее тем огромным инвестициям, которые были потрачены на весь юбилей города. Так, наконец-то, был восстановлен до нормального состояния Константиновский дворец на Стрельне, который долгое время был заброшен. На его реконструкцию была потрачена огромная сумма (около 6,6 млрд. рублей). Правда, впоследствии стало ясно такое рвение властей, дворец стал использоваться как летняя резиденция Президента РФ.
В целом обстановка «сохранения» памятников культуры напоминает тревожную тенденцию, по которой движется Москва. Старые памятники сносятся, а на их месте возникают «точь в точь такие же, но, совсем другие». Однако среди всего этого строительного и реставрационного беспредела до сих пор находятся люди-меценаты, которые вкладывают собственные средства в восстановление и сохранение памятников Петербурга. А значит, культурным наследием города смогут насладиться наши внуки и правнуки.