Послевоенный период был трудным в отношениях между государством и церковью. С одной стороны как бы установившееся перемирие и постановление, давшее надежду и некоторые свободы церкви, но с другой стороны все явнее прослеживается желание властей сдержать и не пустить дальнейшее распространение веры в массы, хотя все это, конечно, облечено в «рамки приличия».
Налаживание мирной жизни начинается с восстановления того, что разрушено войной, это и памятники архитектуры, и жилой фонд. Естественно прихожане имеют желание восстановить разрушенные храмы, а там где их нет построить новые. Для этого надо подать ходатайство в Совет по делам Русской Православной Церкви, где его должны рассмотреть и дать ответ. Вскоре количество таких ходатайств исчисляется десятками. У каждой проблемы, как говорится две стороны, этот случай не исключение. Верующие просят об открытии храма, представители общественности - о закрытии и передаче этого сооружения под клуб, спортзал и прочие нужды.
Примерно в таком же ключе проводятся и действия властей. Они понимают о законной необходимости открытия церквей, но делают все возможное, конечно же, с помощью пресловутой общественности, чтобы максимально сдерживать решение этого вопроса. В результате прошения тонут в ворохе других заявлений, а на большинство прошений, конечно, приходит откровенный бюрократический отказ. Например, из полученных в конце войны порядка 30 заявлений, получено разрешение на строительство трех новых церквей.
Явным прогрессом можно назвать возврат верующим и открытие для проведения служб церкви Пресвятой Троицы (Кулича и Пасхи), которая расположена в Ленинграде на пр. Обуховской обороны, а также Князь – Владимирского собора, Смоленской церкви на Смоленском кладбище и Александро-Невской церкви в Красном Селе. Под личным наблюдением митрополита в Гатчине восстанавливался Свято-Павловский собор. Однако процесс сближения церкви и государства, начавшийся в 1943 году с легкой руки Сталина в ходе его личной встречи с отцами православной церкви в послевоенные годы начинает буксовать.
Конец сороковых, начало пятидесятых годов характеризуются высоким подъемом антирелигиозной борьбы, по накалу страстей напоминающий 20-30 годы. Организаторами этого движения выступает комсомольская организация и их массовые средства информации журнал "Молодой большевик" и газета "Комсомольская правда". Жесткими становятся и методы воздействия не только на верующих но и на «примиренцев» , начиная с выговоров и притеснений, вплоть до преследований, исключений из партии и комсомола и увольнения с работы.