Модная европейская тенденция обустройства регулярных садов в начале 18-го века не обходит стороной и Россию – в 1704 году по распоряжению Петра I начинается строительство Летнего сада. Участок, выбранный царем для сада, был сильно заболочен, поэтому было необходимо его осушить. Для этих целей Мойку соединили каналом с Фонтанкой и прорыли ещё один, от Мойки к Неве. Так, в 1715 году появился остров, который в свою очередь был разделен Поперечным каналом. Первоначальный план был составлен самим Петром I, и он лично руководил устройством Летнего сада.
Летнему саду был придан характер регулярного сада. Аллеи имели геометрически правильную планировку, деревья и кустарники подстрижены в виде различных геометрических фигур. Было построено множество галерей, беседок и озер различной конфигурации. Планировкой и постройкой различных сооружений занимались архитекторы Ж.Б. Леблон, Ф.Б. Растрелли, М.Г. Земцов, И.М. Матвеев.
В Летнем саду было построено много разных фонтанов-водометов. Вода подавалась в них из реки Фонтанки. Украшением сада стали и скульптурные работы разных мастеров. Статуи из мрамора были установлены вдоль главных аллей Летнего сада. Среди самых известных скульптур это «Амур и Психея» и мраморная «Флора», выполненные неизвестными авторами. В середине 18-го века их количество достигало 200, к сожалению, на данный момент сохранились только 89 из них.
В 1786 году со стороны Невы была построена кованая ограда по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова, которая стала настоящим украшением Летнего сада. В 19 веке на территории сада были построены Летний дворец и Чайный домик. В 1855 году перед Чайным домиком был установлен памятник баснописцу Крылову.
Летний сад был любимым местом гуляний петербургской знати в 19 веке. В Летнем саду любили бывать И.А. Крылов, В.А. Жуковский, И.А. Гончаров, П.И. Чайковский, А.С. Пушкин и многие другие деятели русской культуры. В настоящее время Летний сад является одним из самых живописных мест в Петербурге.