Ленинград, зима 1941/1942

 

У большинства не было сил опускаться в бомбоубежище, да и постоянное чувство голода было сильнее, чем чувство опасности. Это же ставало причиной того, что умерших людей оставляли лежать на улице, в квартирах и во дворах. Зимой 41/42-го нормальным было зрелище, когда люди везли покойников по улице на санях. Голод привел к трупоедству и каннибализму. Наибольшее количество случаев наблюдалось в районе Лиговка. После 5-ти часов вечера туда, из страха, никто не ходил. В общем, за каннибализм, милиционерами было задержано 886 человек.

Смертным приговором для человека стала потеря хлебной карточки. Так как еда имела немалое значение, появились масса махинаций, мародерство и злоупотребление. Организовывались банды, которые занимались грабежом магазинов, захватом саней и машин с хлебом. Хищение продуктов лицами, которые имели к ним доступ, достигло огромных размеров. Карточки умерших необходимо было сдавать, но для того, чтобы получить еще один паек, люди скрывали смерти родственников или соседей. Так же фальсифицировались документы, в которых указывалось количество жителей или рабочих. Продталоны просто могли отнимать или воровать. Конечно, были и совсем другие случаи, когда люди делились последним.

Начавшиеся с декабря морозы, держались до марта 1942-го года. В многоэтажных зданиях лестничные клетки покрылись льдом, так как жителям просто не хватало сил донести ее домой. Добавилась еще одна опасность: поскользнувшийся просто потом не мог подняться, так как организмы всех людей были полностью истощены. Даже если человек присел передохнуть – без сторонней помощи подняться он уже не мог. Средняя температура января 1942-го года составила -19 по Цельсию (за последние 50 лет она составляла -7), а 24-го января температура рекордно снизилась до -40.

В январе начало налаживаться снабжение города продуктами, благодаря чему начали открываться столовые. Появились продукты, о которых люди начали забывать: мясо, масло, орехи, клюква. Столовые спасали людей, распределяя паек, так как бывали случаи, когда люди, получая сразу полный паек, съедали его полностью за раз, а потом умирали от заворота кишок.

11 февраля 1942 года продпаек еще раз увеличили. Теперь рабочие получали по 500 грамм хлеба на сутки (горячие цеха – по 700 грамм), дети – по 300 грамм, а служащие – по 400. Силы населению придало и то, что снова заговорило радио.