Послевоенное восстановление города состояло из нескольких аспектов и первоочередными из них были реставрация архитектурных памятников, строительство и восстановление жилого фонда, а также культурно-бытовых объектов. Принцип простого «латания» на улицах, где зияли воронки от бомб и снарядов, был совершенно неуместен, требовался другой подход. Поэтому решено было поделить город на территориальные единицы (улицы, кварталы, районы) и вести застройку каждого объекта по единому архитектурному проекту. Эта задача была поставлена мастерским института "Ленпроект". Застройка Выборгской стороны, таким образом, проводилась под руководством А.Барутчева и Я.Рубанчика. Реконструкцию и застройку районов Гавани выполняли В. Панов, Б. Серебровский, А. Наумов. Для застройки жилого квартала на Кировском проспекте проект создавали О. Гурьев и В. Фромзель. Первыми среди отстроенных объектов были Гостиный двор, угловые здания Невского проспекта и канала Грибоедова, Фонтанки, а также дома по ул. Гоголя.
Наряду с бюджетным жильем, в пятидесятые годы на Кировском проспекте были построены элитные многоэтажные дома в стиле «сталинского ампира». Эти комфортабельные квартиры с высокими 3-х метровыми потолками, встроенными шкафами и большими ванными комнатами заселили чиновники высокого ранга и творческая интеллигенция. Одновременно велась и массовая реставрация исторических объектов, в первую очередь это были Михайловский, Юсуповский Екатерининский и Павловский дворцовые ансамбли, а также пригородные парки и фонтаны.
Выполнение таких работ кроме очень больших материальных вложений, людских ресурсов и времени требовали также и знаний предмета. Особое внимание было уделено точности воспроизводства объекта в его первоначальном историческом варианте, без искажений.
Например, в Михайловском замке изготовление лепнины, для восполнения утраченного, исчислялось километрами, плафонной живописи - сотнями квадратных метров, а воспроизводить их порой приходилось по небольшому сохранившемуся фрагменту. Поэтому в 1945 г. АПУ (архитектурно-планировочное управление) создало для этих целей реставрационные мастерские под руководством архитектора В. Анохина. Воссоздание Каменноостровского театра, Строгановского дворца, Кикиных палат и многих других объектов принадлежат архитектору – реставратору Бенуа, Ирине Николаевне.
По проектам Александра Гессена были возвращены к жизни Домик Петра Первого и Летний дворец, фасад Казанского собора, Меншиковского и Мраморного дворцов. Среди плеяды архитекторов-реставраторов можно также назвать К. Халтурина, Д. Еникеева, А. Ротач, М. Плотникова и многих других.
За очень короткие сроки был выполнен колоссальный объем работ, например, в день Победы 1946г. главный корпус Русского музея (Михайловский замок) принял уже первых посетителей.