Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

 

В 20-х годах прошлого века под резкими нападками проживали свои дни кинопритчи «фэксов». Их главным занятием была трактовка революции не со стороны классовой позиции, а как представительство революции Духа, которая имеет призвание покончить с проявлением социального неравенства и с присущей ему системой унижений. Фильм, который вышел в прокат под названием «Шинель» в 1926-м году, попал под многочисленную травлю от критиков. Все дело было в созданном новаторском сценарии, написанном Тыняновым. «Фэксы» обвинялись в том, что от них идет только надругательство над понятием классики, в постоянном подражании немецкому экспрессионизму.

Сценарий кинолент молодых режиссеров-эксцентриков обычно изображали конфликтующую ситуацию между революционером-романтиком и приспособленником-циником, что хорошо видно в художественных фильмах с названием «Чертово колесо», «СВД» и «Новый Вавилон». Это противостояние было актуально, как изображение настоящих событий во второй половине 20-х годов. Тогда, шло выдавливание из общества идеалистов-революционеров под предлогом причины возникшей борьбы с троцкизмом в общественной жизни. Однако власти имели несколько иные представления об данных событиях из истории человечества, выражали свое недовольство, когда современная действительность и способ ее художественного отображения у «фэсков» стала неактуальна. Под конец 20-х годов их организация прекратила существование, а основатели ушли в массы реалистического жанра.

В конце 1920-х годов в кино появляется звук. Это значительно расширило возможности этого массового искусства. Появление такого обстоятельства дало возможность укрепить позиции власти и ее контроля в силу не желания больших эстетических экспериментов и поисков. Теперь кино могло принимать заказы только от главы ЦК.

Кинематограф начинает становиться самым главным видом искусства, над которым ведется не только жесткий контроль, но и проводится щедрое финансирование из государственных бюджетных фондов. Поощряются не только художественные направления в кино, но и развитие документального и научно-популярного жанра. В 1932-м году была основана Ленинградская студия, на которой снимали кинохронику. А в 1933-м была построена студия для съемок научно-популярных картин.