Культурная деятельность блокадного Ленинграда. Часть IV

 

Зимой музыка по радио уже не передавалась. Прекратили и любые концерты в Филармонии. Практически весь январь 1942 года радио молчало – люди его не слышали. Как сообщали работники Радиокомитета, радиостанция работать не прекращала – с помощью аккумуляторных батарей осуществлялось вещание даже в тот момент, когда у многих радио было безголосным (так как отсутствовала электроэнергия, обрывы сети). И в кое-каких цехах заводов, госпитале - там, куда электроэнергию еще подавали, голос диктора было слышен. 

В январе, который считают наиболее сложным месяцем блокады, приготовить передачу, и организовать выступление было невозможно. Пришлось использовать газетные материалы: зачитывалась сводки Информбюро, некоторые газетные статьи. Случалось, что за весь день передача составляла несколько минут, другое время из репродуктора слышен был стук метронома. 23 февраля, народ услышал первый концерт. С весны концерт симфонического оркестра и оперы в концертном исполнении становится привычным, регулярно транслируется произведение классиков России и Запада. 

Возникло несколько новых жанров и форм радиопередач: концерт по заявке слушателей (успешность такой трансляции была необычайной), "Письма с фронта" (передачи помогали людям разыскать своих родственников). Непременным стал репортаж с места события, рассказывающий о боевом действии наших войск, о деятельности ленинградских компаний. (За период блокады сделали около 350 подобных репортажей). Перед блокадой на радио читали лишь маленькие отрывки из какого-то произведения, которые давали бы представления про талант и мастерство актеров. Теперь у артистов было иное задание: давать надежды, морально поддерживать, ведь необходимо было читать для народа, который в большинстве ситуациях сам читать уже не мог. А для "Театра у микрофона" было подготовлено несколько постановок: "Горе от ума", "Ревизор", "Гроза" и другие. Вскоре к классическому репертуару добавили и произведения иных авторов. 

В 1942 году исполнительским планом занимались актеры и режиссеры, которые, кроме этого, выступали в госпиталях, выезжали с фронтовой бригадой, а немного позже играли на сцене театра. 

Спустя год начали читать и выступать на радио в "Театре у микрофона" около 140 актеров. Готовилось много инсценировок и спектаклей. А все это делали 13 режиссеров.