В начале 1990 года задымил зревший вулкан законсервированной пирамиды тоталитарной системы, который разбудил пришедший к власти Горбачев и его перестройка. Если выразиться словами самого лидера СССР, то процесс пошел. В среде культуры страны снимали табу с творчества великих деятелей поэзии, литературы, художества, музыки, театра и кино. Происходила реабилитация их некогда очерненных добрых имен. Отечественной культуре, одним из первых, с превеликой радостью многих был возвращен расстрелянный в 1921 году Гумилев. Больше 60 лет его произведения в союзе не признавали. В 1986 году, к его столетнему юбилею со дня рождения во многих газетах и журналах напечатали много статей о нем, его стихов. Его таланту возвращали должное уважение. О расстреле упоминали с осторожностью. Только в 1990 году материалы дела были опубликованы из архива КГБ.
Так же власти пересмотрели все дела жертв сталинского террора, многих которых репутация была под вопросом и это длилось ещё со времен Хрущева. Но такие шаги ожесточенно встречали партийные ретрограды. Упорную борьбу завязали вокруг пересмотра деятельности Жданова. И схоласты КПСС, убедившись в невозможности отстоять отстоявшиеся наследие политики данного партийного идеолога, отступили скрепя сердцем. Таким образом, итогом 1988 года стала отмена постановления от 14 августа 1946 года направленное против Зощенко и Ахматовой и снятие позорного клейма с Серебряного века. Период совершенного культурного расцвета, обозванный Ждановым одним из позорных и бездарных в истории русской интеллигенции десятилетием, вдруг привлек восторженное внимание многих людей. И «ждановскую культуру» со всеми её грубыми обвинениями официально признали ошибкой, впоследствии чего ЛГУ имени Жданова, переименовали в Ленинградский Государственный Университет.
Произведение русских акмеистов, символистов и футуристов, идеи которых Жданов называл противоречивостью, с середины 1980 года огромными тиражами в 100 тысяч экземпляров хлынули на прилавки, а с них читателю. Эти произведения вызвали изумление и восхищение. Такая прогрессия в изменении отношения к некогда «изгоям» произошла и в других областях искусства. Например, картины известных режиссеров «Ленфильма», некогда положенные «на полку» вышли в широкий прокат. А в репертуаре Мариинского театра впервые нашлось место для балета Баланчина.