Конюшенный двор - ГУВД Петербурга

 

В двадцатые годы 18 века на территории, которая находилась между Конюшенным переулком, Нынешней Конюшенной площадью, рекой Мойкой и каналом Грибоедова располагались, конюшни, сараи и другие служебные помещения для служащих при царской конюшне. Отдельные корпуса достраивались вплоть до середины 30-х годов 18 века. Для создания новых корпусов царских конюшен были приглашены зодчий М.Г. Земцов и архитектор Н.Ф. Нербель. Именно располагавшимся здесь императорским конюшням обязаны своими названиями улицы Большая и Малая Конюшенная, а также Конюшенный переулок. В 1737 году было закончено строительство нового храма – церковь нерукотворного образа. Церковь была освящена в этом же году.

Сам Конюшенный двор, а точнее здание Конюшенного двора, являлось одной из самых крупных построек того времени. Оба фасада строения пришлось делать с изгибом, поскольку необходимо было повторить изгибы реки Мойки. Северный корпус венчался восьмигранной башней, на которой установили позолоченную фигуру коня. В середине 18 века здание решено было реконструировать. Известному архитектору того времени Антонио Ринальди было поручено разработать новый проект реконструкции Конюшенного двора, однако его творение так, и не увидело свет. Основательную перестройку здания начали лишь в начале 19 века. В 1816 году городским властям были представлены эскизы архитектора В.П. Стасова, а уже в 1817 были начаты сами строительные работы. Несмотря на то, что стены здания оставались прежними, внутри здания были введены многочисленные новаторские идеи для того времени. Например, воду в конюшни качала паровая машина. Главным корпусом после глобальной реконструкции здания становится южный корпус. Именно здесь, теперь располагаются основные мастерские и жилые помещения для служащих.

В самих конюшнях содержалось множество породистых лошадей. Именно из этой конюшни был выбран конь, с которого Э. Фальконе создал образ коня для «Медного всадника». Также именно их этих конюшен П.К. Клодт выбирал лошадей для натуры, для своей знаменитой скульптурной композиции на Аничковом мосту.

В 60-е годы 19 века здание в очередной раз частично перестраивается. Руководит, на сей раз, процессом Г.Ф. Гросс.

Здание пострадало во время Великой отечественной войны, однако вскоре после войны оно было отреставрировано, и его отдали в ведение автомобильной инспекции Дзержинского района. Сейчас в здании располагается управление ГУВД Петербурга и Ленинградской области.