На территории России есть два вокзала - брата-близнеца. Это Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Ленинградский вокзала в Москве. Их постройка связана со строительством железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. Весь процесс занял четыре года, а официально дорога была открыта в 1951 году. Первыми опробовать железную дорогу довелось военнослужащим элитных полков, а следующими пассажирами стал сам император Николай I со своей многочисленной свитой. Роскошный вагон, отличающийся от дворцовых палат размерами, удачно завершил свой путь до Москвы и дорогу сразу же окрестили Николаевской.
Проект здания вокзала разрабатывал известный архитектор К. Тон, который построил Николаевский вокзал в Москве, а непосредственно строительством руководил искусный инженер К.А. Желязевич. Место для постройки вокзала в те времена находилась на окраине Петербурга, это был участок на Знаменской площади. Здание вокзала стало заключительным штрихом в оформлении Знаменской площади, органично вписавшись в архитектурный облик Петербурга. Облик вокзала напоминал европейские ратуши 17-18 веков. Вокзал называли «приезжим домом», так как здесь не было ни кафе, ни ресторанов, ни даже места ожидания поездов.
Именно поэтому в 1868 году началась реконструкция вокзала: был пристроен двухэтажный флигель для хранения багажа, расширена общая площадь вокзала, оборудованы залы ожидания. Но поток приезжих рос с каждым годом, поэтому в 1912 году понадобилась повторная реконструкция. В объявленном конкурсе на проект нового здания победил В. А. Щуко. Однако начатое строительство в связи с пришедшей Первой мировой войной было приостановлено.
После прошедшей революции, вокзал был переименован в Октябрьский, а Знаменская площадь – площадь Восстания. Но в 1930 году вокзалу вернули прежнее название – Московский. Именно здесь появился первый фирменный поезд «Красная стрела».
В середине столетия вокзал дважды перестраивался по проектам В. И. Кузнецова. В первый раз здание было расширено, а также был пристроен новый флигель с вестибюлем станции метро «Площадь Восстания». Тогда же был открыт новый световой зал, тем самым площадь вокзала увеличилась на 2700 квадратных метров. В начале нового тысячелетия произошел косметический ремонт вокзала, встроили автоматизированную систему контроля оплаты проезда.
На сегодняшний день Московский вокзал – один из самых крупным и востребованных в Российской Федерации, у него имеется сообщение со станциями метрополитена – Площадь Восстания и Маяковская.