Строительство монастыря во имя Александра Невского было начато по повелеванию Петра I в 1710 году. Было принято решение строить здание там, где река Монастырская впадает в Неву. И этот выбор был сделан не случайно, а согласно живущей на тот день легенде, что именно в этой местности в 1240 году и случилось Невское сражения со шведами. На самом деле, место боя расположено там, где впадает река Ижора, но это было выяснено намного позже.
В 1712 году была проложена дорога, ведущая от лавры к центру города, которая в прошествии времени превратилась в одну из частей Невского проспекта. В 1713 году было начато строительство мужского монастыря, настоятелем которого стал архимандрит Феодосий. В архитектурный комплекс монастыря, проект которого был создан архитектором Доменико Трезини, были включены церкви, кельи, покои митрополита и прочие сооружения. Корпуса были выстроены буквой «П», а по углам были размещены церкви. Они были соединены палисадом и находились в окружении сада и цветников.
В 1720 году была открыта типография, работающая при монастыре, а в дальнейшем заработала Духовная академия, которая функционирует на сегодняшний день. В 1722 году к комплексу была присоединена Благовещенская церковь, которая также сохранилась до настоящего времени. Она представляет собой двухэтажное прямоугольное сооружение, украшенное пилястрами и увенчанное восьмигранным куполом.
В 1724 году в монастырь были перевезены останки Александра Невского. С 1790 года она находились на хранении в Троицком соборе в специально сооруженной гробнице, которая называлась серебряной ракой. Строительство монастыря продолжалось до конца 18-го столетия. Были выстроены Архиерейские палаты, новые корпуса, Митрополичий дом. В 1776 году началось строительство нового собора под руководством архитектора И.Е. Старова, который превратил Троицкий собор в центральное сооружение комплекса Лавры, расположив его между Федоровским и Духовским корпусами. Здание Троицкого собора Александро-Невской лавры воплощает собой классический русский классицизм. Его главный фасад украшен крупным шестиколонным портиком с треугольным фронтом, а баковые входы – барельефными панно, выполненные знаменитым скульптором Ф.И. Шубиным. Внутри помещение разделено на три нефа с поддерживающими своды пилонами. Интерьер украшен колоннами коринфского ордера с великолепными золочеными капителями, иконостас выполнен из итальянского и русского мрамора, царские ворота сделаны из бронзы и поражают своим изящным рисунком.
В конце 18-го века монастырь преобразовали в Лавру, которая стала крупнейшим православным монастырем и местом захоронения императорской семьи, а также выдающихся людей.