Дом Капустина К.И.

 

Модерн

Около египетского моста, на набережной реки Фонтанка, расположился жилой дом К. Капустина. Он был сконструирован в 1912 году по планировке знаменитого петербургского зодчего А.Бубыря. Здание – это яркий образец «северного» модерна.

А. Ф. Бубырь (1876-1919) – это один из самых выдающихся представителей модерна в России. Он был рожден в деревне Алексеевке, Екатеринославской губернии. С 1897 по 1902 года Бубырь обучался в Институте гражданских инженеров, после трудился в Канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Им было разработано множество проектов промышленных и общественных зданий в Таллине, Сочи и Петербурге. Все здания, которые были построены Бубырем, выделяются незаурядным, специфичным обликом. Он также сотрудничал с другими архитекторами «северного» модерна – Н.Васильевым и Л. Ильиным.

Участок, на котором предполагалась постройка доходного дома, находился среди непрезентабельных и разновысотных зданий. Поэтому перед архитектором А.Бубырем была выдвинута сложная задача. Нужно было сконструировать дом, который бы смог «подчинить» все большое пространство вокруг него. И ему это блистательно удалось.

Южный фасад дома, который обращен на Фонтанку, выглядит ассиметричным, что является традиционным для «северного» модерна. Если внимательно присмотреться, то можно заметить сразу несколько взаимосвязанных и сбитых осей симметрии. Эркеры расположены в центре фасада, разные по размерам и рисунку окна, многоугольник крыши. Черепичным навесом над вторым этажом и балконами подхвачена нелегкая симметрия плоскостей. В отделке были использованы фактура и контрастные материалы, к примеру, светлая штукатурка и темный гранит. Монументальный дом практически лишен мелких деталей. Над угловой частью дома находится высокая кровля, которая была составлена из пересечения полувальмовой и двухскатной кровель.

Дом К. Капустина был возведен приблизительно в одинаковое время с домом Ф.Толстого, который сконструирован по планировке другого мастера «северного» модерна Ф.Лидваля. Оба эти сооружения обладают крайне похожим северным обликом, но у каждого из них разные архитектурные идеи и концепции двух выдающихся архитекторов Петербурга 1900-х годов.