Что такое "Дорога Победы"

 

После успешных военных действий под Тихвином, главнокомандование дало приказ нашими войсками освободить Ленинград с помощью Ленинградских фронтов: Волховского и Северно-Западного. Было задействовано большое количество боевых единиц, но бои затягивались и по итогу попытки оказались напрасными. В течение всей операции, блокада не было прорвана, удалось сломить укрепления лишь на двух участках, что находились в районе Любани и отбить железнодорожные ветки Новгород-Чудово и  Новгород-Ленинград, которые с восьмого ноября 1941 года были под контролем войск противника.

На протяжении 1941 года существенных перемен на лениенградском фронте не было. В декабре 1941 года был утвержден план искра, подразумевавший под собой прорыв блокады Ленинграда. По плану Волховский фронт и Северно-Западный встречными ударами должны были уничтожить врага в метсностипо названием Шлиссельбургско-Синявинский выступ, и, объединившись южнее Ладожского озера прорвать кольцо немецкого окружения. В плане по прорыву так же предусматривалось участие артиллерии Балканского флота, прикрытие с воздуха тринадцатой и четырнадцатой воздушной армий Балтийского флота общим количеством порядка 900 самолетов.
 
Двенадцатого января 1943 года Волховский и ленинградские фронты одновременно начали свою в атаку Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Преодолев Неву по льду, и преодолев оборонительную полосу состоявшей из минного поля, дзотов, дотов и проволочных заграждений на окраине Рабочего поселка №1 под Шлиссельбургом, 123 стрелковая бригада и 372 дивизия объединились в 9-30, а до конца дня были встречены остальные отряды союзной армии и в тот же день освободили и Шлиссельбург. Разорвав блокаду на побережье Ладожского озера, у ленингадцев образовался прорыв для общения с Большой землей.

В образовавшемся коридоре в кратчайшие сроки железнодорожниками была проложена рельсовая дорога длиной в тридцать три километра и мост через Неву длиной в тысячу триста метров, соединив, таким образом, станцию Шлиссельбурга и платформу Поляны. В народе эта дорога получила название “Дорога победы”. Ночью шестого февраля 1943 года по ней прошел первый, за полтора года, поезд из неоккупированной территории. Поезда шли в Ленинград по ночам, с перерывом в 10 минут, доставляя продукты, топливо, продукты питания, оружие и боеприпасы.