Император Александр I в 1818 г. принял решение создать памятники победителям войны с французами фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли, установив их у Храма Казанской Божьей Матери.
Первый контракт для выполнения этих работ был подписан в 1822 г. с молодым скульптором Шмидтом фон дер Лауницем. Представленные им в 1827 г. рисунки не удовлетворили императора Николая I. Поэтому в 1829г. он объявляет конкурс в Академии художеств на создание скульптур, победителем становится вернувшийся из Рима Б.И. Орловский.
Одним из явных преимуществ этого автора перед другими было, во-первых понятие сути характера и образа, а также буквальные портретные сходства полководцев с их прототипами. Впервые было задумано выразить патриотические чувства не с помощью аллегории, а через реалистический портрет.
Изображение полководцев было выполнено в полный рост. Образ Барклая-де-Толли выражает ожидание, он трагичен и сосредоточен, чувствуется печаль в лице и нерешительность в действиях, рука с маршальским жезлом опущена – он олицетворяет первый этап войны - период вынужденного отступления.
Кутузов представлен в фельдмаршальском мундире и плаще, в правой руке он держит обнаженную шпагу, в левой – фельдмаршальский жезл, а у ног лежат поверженные французские знамена. Стремительность движений и поза говорят об уверенности в победе.
Очень метко в 1836г. высказал свой взгляд на их роль в исходе войны в своем стихотворении Пушкин: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».
Место для установки памятников было выбрано напротив колоннады Казанского собора и монументы органично вписались в общую композицию. Выбор места был неслучайным, отсюда 11 августа 1812 года главнокомандующий Кутузов отправился в действующую армию и здесь после смерти в 1813 г. был погребен.
Вариантов изготовления пьедесталов к памятнику было несколько, судьба их решилась в 1830г, и в окончательном варианте было принято предложение архитектора В.П. Стасова, а изготовление его поручили Самсону Суханову. Отливку памятников выполнил В.П. Екимов.
Торжественное открытие памятников приурочили в 1837 г. к двадцатипятилетнему юбилею разгрома французской армии.
Во время Великой Отечественной войны памятники стояли открытыми без камуфляжа, однако ни одна бомба в них не попала, а воинские части, уходившие на войну, отдавали честь великим русским полководцам.