Архитектурный ансамбль Финляндского вокзала

 

Немного истории. В конце 19 века в жизни России и Финляндии произошло очень важное и знаменательное событие – была открыта железная дорога, связавшая Петербург и Финляндию. Спроектирована и возведена дорога была финскими специалистами. Для этих целей российское правительство выделило значительный кредит. Строилась железная дорога на протяжении долгих восьми лет, и по окончании работ единоличным собственником ее стала финская сторона.

Одновременно с прокладыванием железнодорожного полотна в тогдашней российской столице началось возведение здания вокзала. Строили его совместными усилиями. Архитектурный проект создал известный зодчий П.С.Купинский. А вот работы по строительству, отделке интерьеров производили специалисты из Финляндии (В. Вестлинг и П. Дегенер). В итоге в Петербурге было построено одноэтажное здание вокзала. Если сравнить его с другими петербургскими вокзалами, выглядело вокзал достаточно скромно. Были предусмотрены залы ожидания для пассажиров, отделение для багажа. Однако для императора и его семьи построили двухэтажное здание с крайне аскетичной и неброской отделкой без каких-либо архитектурных и художественных излишеств.

А уже с приходом двадцатого столетия железнодорожную магистраль пришлось реконструировать. Дело в том, что наличие железной дороги с ее интенсивным движением в черте жилых кварталов вызывало множество нареканий среди горожан. Пришлось в ходе реконструкционных работ буквально поднять железнодорожное полотно над уровнем земли, чтобы разгрузить автомагистрали города.

История вокзала тесно связана с ленинской тематикой. Сюда накануне Октябрьского переворота под видом кочегара прибыл из Европы В.И.Ульянов (Ленин). На привокзальной площади в честь этого события позднее был сооружен монумент Ленину, спроектированный и возведенный зодчим С.А.Евсеевым. Площадь перед вокзалом была переименована в честь революционного вождя.

В период лихолетья Великой Отечественной войны, ленинградской блокады от Финляндского вокзала в сторону Ладожского озера пролегал начальный участок широко известной «Дороги жизни». В те страшные годы от вокзала отправлялись в эвакуацию эшелоны петербургцев, после прорыва блокады сюда стали прибывать продовольственные поезда..В годы войны Финляндский вокзал был частично разрушен  авиаударами немецких самолетов, но, не смотря на это,  он все равно не прекращал своей работы.

В мирные послевоенные годы весь вокзальный комплекс подвергли основательной реконструкции. Было возведено новое здание вокзала по проекту архитекторов П.А.Ашастина, Н.В.Баранова, инженера И.А.Рыбина. В результате этих работ привокзальная площадь существенно расширилась в своих границах, памятник был перенесен ближе к реке. А вот вокзальное строение было возведено заново, но старое здание сносить не стали, оно органично вошло в состав архитектурного ансамбля вокзала в качестве одного из его составляющих. Фасад нового вокзала чрезвычайно лаконичен, его завершает шпиль прямоугольной башни с часами, над которыми возвышаются скульптурные композиции революционной тематики. При строительстве вокзального комплекса впервые были применены и новейшие строительные технологии в виде железобетонных перекрытий. Позднее в левой части здания вокзала появился вестибюль станции метро.

После завершения масштабных реконструкционных работ на вокзальной территории, отдавая дань истории нашей Родины, был установлен тот самый паровоз №293, на котором прибыл в российскую столицу В.И.Ульянов (Ленин), но только уже в качестве музейного экспоната. Локомотив этот был доставлен из Финляндии и помещен в специальный павильон из стекла на внутренней территории вокзала при выходе на железнодорожные платформы.

С Финляндским вокзалом Петербурга связано множество исторических событий, касающихся жизни как самого города, так и страны в целом.