Строительство метрополитена. Плывуны

 

История постройки Петербургского метрополитена богата драматическими и героическими страницами. Как и предполагалось, геологическая обстановка в недрах Петербурга оказалась одной из самых сложных в мире. Прокладывание линий метро нуждалось в предельном напряжении конструкторской и инженерной мысли.

Ситуация с конструкцией и дальнейшим использованием туннелей между станциями «Площадь мужества» и «Лесная» известны своей драматичностью. Трасса простиралась через русло подземной реки. Неустойчивый грунт был заморожен фреоном, и строительство было продолжено. Вдобавок, дабы сэкономить хладагент, перегонные тоннели были размещены друг над другом, а не параллельно.

Очень скоро в нижнем тоннеле произошел выброс песчановодяной смеси и спустя несколько часов территория до станции «Лесная» была полностью затоплена. Процесс эвакуации рабочих с места аварии оказался весьма трудным. А для того, чтобы локализовать прорыв были возведены трехмерные бетонные пробки и изолированы тоннели, начиная от станции «Лесная».

Тут же был поднят вопрос о всевозможных вариантах для продолжения постройки. Было принято решение о продолжении использования уже существующих тоннелей, лишь усилив замораживание грунта при помощи жидкого азота. Под землю было закачано больше 8000 тонн сжиженного газа. Таким образом, тоннели были очищены, а перегон был достроен. В зоне плывуна была установлена дополнительная мощная гидроизоляция. В 1975 году произошло открытие движения на участке «Лесная» - «Площадь мужества».

В 1995 году ситуация в тоннелях стремительно ухудшилась. Стена нижнего тоннеля была прорвана мощным плывуном. В итоге  были затоплены оба тоннеля. По обоим концам перегона были возведены бетонные щиты, и как следствие было прекращено движение поездов.  Между станциями «Площадь мужества» и «Лесная» был организован бесплатный автобусный маршрут. Также для перевозки пассажиров включались и маршрутные такси.

Как только была закончена консервация перегона, провели конкурс на самый лучший способ избавления от данной проблемы, а после уже и тендер на его осуществление. В конкурсе победил АО «Ленметрогипротранс», подрядчиком был назначен шведско-итальянский  консорциум «Impregilo S.p.A.», который ранее уже занимались подобным плывуном во Франции. Новые тоннели были проложены выше на20 ми в240 мна удалении от старых.