Петербург вырастал огромными темпами, во второй половине 19 века: население стремительно росло и теперь окраины - Петроградская Выборгская сторона - во всю были застроены или застраивались фабриками и корпусами заводов. Город, разделённый на части Невой, стал ощущал, что нужен надежный транспорт. Но, несмотря на это, на Неве оставались наплавные мосты и не раз жители испытывали с этим связанный дискомфорт. Так, из-за большого ледохода в апреле 1865 был серьезно повреждён наплавной Литейный мост, а Выборгская сторона оказалась отрезанной от центра города. Этот случай стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения, и власти города стали серьезно обсуждать строительство постоянного моста для этой части города.
Предложили несколько вариантов постоянной магистрали проходящей через Неву: с Литейного проспекта на Выборгскую сторону или же с Адмиралтейского острова на Петроградскую сторону. После долгих и очень бурных споров члены городской думы в большинстве проголосовали за Литейный мост. Объявлен конкурс на самый лучший проект. Прошло около года, и на обозрение специальной комиссии было представлено 17 работ. Рассмотрев их, были отобраны три лучшие. Авторы этих проектов получили заслуженное вознаграждение. Однако и в этих работах были найдены недостатки, и требовалось создать еще один проект. Разработку данного проекта доверили инженеру А. Е. Струве. В декабре 1874 года был все же утвержден проект нового арочного моста, созданный именно Струве. Члены комиссии решили, что у этого моста неоспоримые преимущества перед всеми остальными, а главное это арочная конструкция. В первой половине 1875 года Дума заключает со Струве соглашение на возведение моста. Подрядчиком тоже оставили его. По контракту предусматривалось, сооружение моста за четыре года. Ценой неимоверных усилий ему удалось выдержать срок: строительство моста начали 30 августа 1875 года и строился он согласно соглашению до 30 сентября 1879 года.
Конструкция моста состояла из шести пролетов. Пролет, который был у левого берега запланировалось сделать поворотным – специально для быстрого пропуска плывущих по Неве судов, а остальные были в форме металлических арок, представлявшие симметричную конструкцию.
Как только началась работа, строители моста испытывали огромные трудности, основнаяй из них была - это сооружение опор. Глубина на месте строительства была местами 15-20 метров, а согласно геодезии, дно состояло из грунтов, из-за этого было очень сложно закрепить фундамент. Поэтому использовались кессоны - громадные металлические ящики, перевернутые к вверху дном, из них под давлением «выдавливалась» вода, и в получившимся пространстве возможно даже находиться людям. Из-за не совершенства конструкций кессонов случались трагические ситуации: в сентябре 1876 года произошли проседания опоры. Грунтовая масса проникла в кессон, и в результате были заживо погребены несколько рабочих. Спустя год произошла еще одна катастрофа: взрыв, произошедший в кессоне, унёс жизни еще девяти человек. Это конечно, удерживало строительство, требуя новых материальных и денежных затрат, при этом нельзя было забывать о сроках т.к. согласно договору, за каждый просроченный день предусматривался штраф. Строительство завершилось почти в срок, только обошлось оно почти намного дороже от заложенной сметной стоимости. С 30 сентября 1879 года по пошло движение по Литейному мосту, но официальное открытие произошло на следующий день. Строителям проявивших себя в лучшую сторону были вручены награды, Струве был удостоен звания генерал-майора.
При строительстве Литейного моста впервые использована сталь, благодаря этому стало возможным увеличение длинны. Мост был признан одним из самых красивых среди всех подобных строений России в 19 веке. Так же, Литейный мост стал самым первым постоянным мостом, с электрическим освещением.
После возведения Беломоро-Балтийского канала, движение как речного, так и сухопутного транспорта наладилось, Литейному мосту нужна была реконструкция. Данные работы были произведены в 60-е года 20 века, при строительстве применялись новые строительные технологии и материалы.
На сегодня Литейный мост - один из самых надежных петербургских мостов через Неву, длина 396 его метров, а ширина 34 метра.