Строительство буддийского храма

 

Такая великая держава, как Россия, всегда пыталась увеличить влияние во всех районах страны, в которых основной религией являлся буддизм. Надо отдать должное и тибетский далай-лама стремился заиметь такого покровителя, как император России, зная, что великая страна хорошо относится к представителям всех религий. Вскоре представитель далай-ламы прибыл в Петербург. Это было в 1900 году. Посредника звали Агван Доржиев. В российской столице у него складывались хорошая дипломатическая деятельность. Сам Николай II удостаивал его аудиенции. А в 1908 году Доржиев подает прошение в министерство иностранных дел о строительстве буддийского храма в Петербурге. Хоть власти и остерегались усиления влияния буддийской религии, они разрешили строительство, тем более, что ученые востоковеды поддержали идею.

В 1909 году на участке земли, что находится в Старой Деревне, который приобрел ранее Доржиев, начались работы по строительству храма. Так же был создан новый комитет по постройке этого храма, в который вошли влиятельные ученые - востоковеды из России. Доржиев хотел возвести не просто храм, а целый комплекс буддийских монастырей, но власти дали отказ. Автором проекта был Березовский, но говорили, что его соавтором стал сам Доржиев. В феврале 1913 года прошло первое богослужение в честь празднования 300-летия Дома Романовых. В службе учувствовали и представители власти, а храм был украшен флагами России и Тибета. Но внутренняя отделка длилась ещё 2 года, и официально открыли храм только в августе 1915 года, но торжественное открытие должно было состояться только после войны.

Здание имело 4 этажа. Его объем сужался сверху и образовывал усеченную пирамиду. Храм соединил в себе элементы традиций буддийской культуры и некоторые черты модерна. По традиции вход располагался с южной стороны, он был оформлен в виде разноцветного портика с колоннами. Напротив входа, внутри храма, расположили алтарную часть и большую статую Будды.

В 1919 году власть сменилась и отдала распоряжение устроить в храме воинскую часть, и он пережил настоящий разгром. Но Доржиев смог восстановить его. В 1987 году его арестовали, как и всех лам, служивших в храме, который потом перешел в государственный фонд. В тяжелое время Великой Отечественной Войны разместили в нем радиостанцию, в 60-е годы его передали Академии наук, а в 1981 он отошел Музею истории религии и атеизма. В наши дни храм принадлежит буддийской общине в Петербурге, а с 1991 года в нем регулярно идут службы.