Предистория Петербургского метрополитена

 

В начале XX века Петербург считался крупным промышленным, экономическим городом с хорошо сформированной инфраструктурой. Различного рода транспорт заполнял деловой центр.

Если верить статистике столица Российской империи на то время насчитывала примерно 26000 извозчиков, 15000 легковых экипажей, 370 вагонов с паровой и конной тягой, кареты, личные автомобили. И даже нововведения в виде трамвая и автомобиля не смогли всерьез повлиять на ситуацию, усовершенствовать ее.

Над данной проблемой билось множество умов того времени. Правление Балтийской железной дороги первыми предложили свой разработанный проект для решения проблемы. Он состоял в том, чтобы объединить между собой Балтийский и Финляндский вокзалы, при помощи внутригородской магистрали. Всевозможные варианты для уменьшения транспортного потока строились не только городской властью, но и многими инженерами. В их число входили: И.Романов, П.Балинский, Г.Гиршсона, Н.Кульжинский, А.Горчаков, Ф.Енакиев, Г.Графтио, а также Печковский и Решевский.

Проектам того времени свойственны весьма специфические моменты. С одной стороны, постройка внутригородской магистрали было необходимо для того, чтобы  освободить центр города. Уже вторичной задачей было объединение его же с окраинами города.

С другой стороны, во всех проектах Дореволюционной России железную дорогу представляли надземной, а не подземной, которой она является на сегодняшний день.

План инженера путей сообщения П.Балинского считается одним из занимательнейших разработок. В его задумке в городе пересекались 6 линий надземной магистрали, притом еще было предусмотрено строительство двух крупных кольцевых дорог, протяженность которых составила бы172 км. Этот проект обошелся бы правительству в 190 млн. рублей (для тех времен огромная сумма), потому что кроме всего перечисленного для его осуществления потребовалось бы возвести 11 мостов, соорудить насыпи, эстакады в высоту 5-10 м, засыпать низменные участки, чтобы избежать наводнений и мн.др.

Правительство же не было подготовлено к таким растратам, к тому же мысль создания надземной дороги или метрополитена хоть и была решительной, но все же не была отнесена к  привычному способу решения транспортной трудности.