История возникновения автобусного движения

 

Регулярное автобусное движение в Петербурге началось в1907 г., оно стало возможным благодаря образованию товарищества автомобилистов. Возглавил это общество инженер-технолог Б. А. Иванов, его залог в казну составил 15 тысяч рублей. Первый рейс на единственном тогда омнибусе-моторе был совершен по Невскому проспекту, который он совершил за девять минут, обогнав при этом, пять конных вагонов.

Первый автобусный маршрут соединил Александровский сад с Варшавским и Балтийским вокзалами. Вторая линия пролегла опять же от Александровского сада по Гороховой улице к Царскосельскому вокзалу. В1910 г. в обществе было порядка десяти авто различного вида, как одно, так и двухэтажные, открытого и закрытого типа. Скорость в центре была около 13 км/час, на периферии достигала 19 км/час. Стоимость проезда была от 9 до 6 копеек (в зависимости от классности), при этом дальность передвижения на цену не влияла.

Однако автобусное сообщение не приобрело такой же массовый спрос, как трамвай, поэтому мелкие компании не выдерживая конкуренции разорялись.В1910 г. выносится решение о создании муниципального автобусного предприятия, однако приобрести машины сразу не удалось, началась Первая Мировая война. Автотранспорт частных компаний был мобилизован на войну, автобусное движение было приостановлено.

Автобусное движение вновь возобновилось уже в 1926г, но это были преимущественно иностранные марки авто, нехватка запасных частей приводила к частым сбоям в движении.С созданием отечественного автомобилестроения это удалось устранить, появились отечественные автобусы различных модификаций марок «ГАЗ», «ЗИС», «АМО», «ЯА», выпускаемые на заводах Москвы, Ярославля и конечно Ленинграда.

Перед Великой Отечественной войной на тридцати автобусных линиях работало более двухсот машин, а протяженность автобусных маршрутов составляла четыреста километров. Отечественная война нарушила привычный ритм жизни, и значительная часть транспорта стала обслуживать действующую армию, оставшийся транспорт перевозил раненых и продовольствие, а во время блокады обеспечивал « Дорогу Жизни» на Ладожском озере.

Восстановительные работы автобусного парка начались уже на исходе войны весной1945 г. В тот момент автобусы имели явное преимущество перед троллейбусом и трамваем так, как не было возможности ремонтировать и прокладывать рельсы и контактные провода, маршрут можно легко изменить и охватить новые районы без вложения дополнительных средств.

В послевоенное время шло восстановление и расширение автобусного парка, его модернизация, развитие маршрутной сети, охватывающей пригороды Ленинграда, строительство новых автобусных парков, а также автовокзалов, пригородного сообщения в 1957г. на Сенной площади, для автобусов дальнего следования в 1963г. на Обводном канале. В настоящее время в городе наряду с муниципальным транспортом действует и коммерческий. Протяженность 450 коммерческих маршрутов составляет более четырех тысяч километров.

Протяженность двухсот городских маршрутов приближается к двум тысячам километров, в пригородном направлении разработано более ста маршрутов и 44 маршрута действуют на дальние расстояния, они оснащены комфортабельными и удобными салонами для пассажиров.